Національний
Університет
кораблебудування
імені адмірала Макарова Офіційний сайт
}

Наукові школи

Известно, что школы в науке представляют собой направления, связанные единством отдельных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

Научные школы обычно образуются вокруг достаточно актуальной сложной проблемы, над решением которой работает ряд исследователей, результаты которых получают признание отечественном или мировом уровне.

Формирование научных школ в НКИ - процесс достаточно сложный. История показывает, что в первый начальный период становления Николаевского кораблестроительного института еще нельзя было говорить о создании таких школ.

Фактически научные школы начали возникать уже в послевоенный период, когда на смену первому поколению основателей института пришли молодые, хорошо подготовленные преподаватели, подлинные энтузиасты исследований в актуальных областях судостроительной науки.

Одна из первых таких школ начала складываться на кафедре строительной механики корабля. В ее становлении главную роль сыграли канд. техн. наук, доцент А.Г. Архангородский и д-р техн. наук, профессор Е.БЛунц. Дальнейшее развитие эта научная школа получила в трудах канд. техн. наук, доцента В.Г. Попова, докторов техн. наук, профессоров В.П. Суслова, Ю.П. Кочанова, кандидатов техн. наук, доцентов В.Н. Стельмашука, В.Н. Спихтаренко и др.

В области теории корабля и гидромеханики научная школа складывалась благодаря основополагающим трудам д-ра техн.наук, профессора Г.Е. Павленко, преподавателя М.Д. Хаскинда, докторов техн.наук, профессоров Ю.В. Ремеза, Н.Б. Слижевского, В.А. Некрасова, Л.М. Дыхты, кандидатов техн. наук, доцентов В. П. Шестопала, В.А. Степанова и др.

Ряд научных направлений объединяет школа, созданная ректором НКИ профессором М.Н. Александровым. К ним в первую очередь следует отнести проблему безопасности на море. В развитии этой школы значительное участие принимали кандидаты техн. наук А.Е. Еганов, Ю.Д. Жуков и др.

Профессор М. Н. Александров был основателем Центра подводной техники НКИ, ведущего интенсивные научные и проектные разработки в настоящее время. В этом направлении активно работает ряд кафедр и подрядных коллективов института. Перспективные результаты в этой области получены профессором А.Н. Вашедченко, кандидатами техн. наук, доцентами В.С. Блинцовым, Е.Т. Бурдуном, канд. техн. наук С.Н. Пышневым и др.

Научная школа гибких судовых конструкций, динамики современных судовых устройств и средств морских технологий возникла в НКИ благодаря деятельности д-ра техн. наук, профессора В.Э. Магулы, его учеников докторов техн. наук, профессоров Б.А. Бугаенко и А.Я. Казарезова. Интенсивно развивают основные направления этой школы кандидаты техн. наук, доценты Ю.Н. Коробанов, В.В. Зайцев, А.Ф. Галь и др.

Создаваемая при кафедре технологии судостроения научная школа сосредоточила основное внимание на решении проблем автоматизации трудоемких процессов в судостроении. В ее становлении большую роль сыграли профессор А.Д. Ковтун, д-р техн.наук, профессор А.С. Рашковский, кандидаты техн. наук, доценты Н.В. Фатеев, А.М. Фарионов, М.Н. Ничипоров и др.

Проблемы разработки и внедрения новых видов сварки и сварочного оборудования в центре внимания научной школы, возникшей на кафедре сварочного производства. В ее развитии сыграли активную роль кандидаты техн. наук, доценты А.Р. Шухман, И.И. Джевага, А.Г. Архангородский, А.И. Сафонов, Г.В. Ермолаев, И. Дремлюга и др. Особая роль в становлении этой школы принадлежит д-ру техн. наук, профессору В.Ф. Квасницкому.

Научная школа в области теплофизики была создана членом-корреспондентом АН УССР, профессором В.М. Бузником. Начинания этой школы продолжили и развили его ученики доктора техн.наук, профессора С.В. Рыжков, Н.Г. Лебедь, кандидаты техн. наук, доценты Б.В. Дымо, А.Я. Ипатенко, В.Ю. Ролинский, И.В. Лобов, Ю.А. Половец и др.

Развитие нового научного направления - научной школы по совершенствованию систем и оборудования кондиционирования воздуха для кораблей и судов - явилось заслугой д-ра техн. наук, профессора Ю.В. Захарова. Труды представителей этой научной школы кандидатов техн.наук, доцентов А.А. Лехмуса, С.А. Гапонова, И.П. Есина, П.С. Кододьяна, Ф.А. Чегринцева, КХГ. Щербака и других способствовали утверждению г. Николаева как ведущего центра этой отрасли.

Повышению надежности, долговечности и работоспособности судовых машин и механизмов, эксплуатируемых в сложных условиях, служат научные школы, функционирующие на кафедрах технологии судового машиностроения, динамики и прочности судовых машин и конструирования машин. Работы профессора С.Н. Соловьева, докторов техн. наук, профессоров Ю.С. Крючкова, А.П. Попова, Г.П. Нерубенко, профессора С.Ф. Трунина, д-ра техн. наук, профессора Ю.В. Селезнева, кандидатов техн.наук, доцентов В.Г. Безродного, А.П. Москалева, В.Н. Мирошниченко, Р.В. Волкова, Ю.М. Кипреева, В.Г. Руденко, В.А. Новошицкого, И.Я. Баландина, В. Алексеенко и других интенсивно развивают эти направления.

Принципиально новое научное направление - экологически чистые судовые движители - получили развитие в научной школе, возглавляемой  д-ром техн. наук, профессором Ю.С.Крючковым и развиваемой кандидатами техн. наук, доцентами Е.В. Знаменским, ВД. Микитюком.

Совершенствованием судовых энергетических установок и оборудования занимаются научные школы кафедр судовых энергетических установок, судового энергетического оборудования и турбоагрегатов, судовых двигателей внутреннего сгорания и энергетического оборудования.

Эти направлений развивают работы профессора Я. Х. Сороки, докторов техн. наук, профессоров Н.Г. Лебедя, Г.Ф. Романовского, В.Д. Левенберга, А.Я. Шквара, профессора ГА. Артемова, докторов техн. наук, профессоров Б.Г. Тимошевского, A.А. Мочалова, кандидатов техн. наук, доцентов B.М. Горбова, Б П Шостака; В П.Жукова, Н.С. Бондаренко, В.В. Добровольского, Г.С. Попова, Л.И. Лукина, АХ. Сацкого, Н.В. Ващияенко, Н.П. Седько, С.И. Сербина, В.С. Наливайко и др.

Вопросами исследования и обоснования применения новых силовых полупроводниковых преобразователей электроэнергии на судах и их математического моделирования занимаются научные школы кафедр электрооборудования судов и судовых электроэнергетических систем.

Активно работают в этих областях доктора: техн. наук профессора Я.Ф. Анисимов, В.Я. Кутковецкий, В. М. Рябенький, канд. техн. наук доцент В.В. Краснов и др.

Проблемы автоматического управления судовыми установками, автоматизации технологических процессов, управления и очувствления в робототехнических системах, проектирования  интерактивных судовых человеко-машинных систем в центре внимания деятельности профессора А.Н. Ткаченко, д-ра техн. наук, профессора Ю.П. Кондратенко и др.

из книги Бугаенко, Галь
«Николаевский кораблестроительный. Очерк истории…»
1995, с. 204-206